Направ-ление |
С |
СВ |
В |
ЮВ |
Ю |
ЮЗ |
З |
СЗ |
% |
13 |
8.5 |
8.5 |
11.5 |
11 |
15.5 |
14.5 |
17.5 |
Также предусмотрена санитарно-защитная зона вокруг автобусного парка , т.е. соблюден санитарный разрыв до жилых или общественных зданий.
Поскольку автобусный парк относится к IV классу промышленных предприятий по СН 245-71 , то это расстояние составляет 100 м . Теперь более подробно о вредных веществах , которые выделяются реконструируемым автобусным парком . Определенную долю в загрязнение окружающей
среды в процессе ТО и ТР вносят автобусы , которые при своей работе выделяют в атмосферу такие вредные вещества , как окись углерода , окислы азота , различные углеводороды , сернистый газ , соединения свинца , сажа . Транспортные средства являются источником повышенного шума и электромагнитных излучений . От кузнечного и сварочного участков в атмосферу поступает пыль , содержащая окислы различных металлов , сварочные аэрозоли , токсичные газы ; от окрасочного участка - пары растворителей , аэрозоли красителей ; от участка обкатки двигателей - отработавшие газы ДВС . В сточных водах автобусного парка содержатся эмульгированные нефтепродукты , отработанные моечные и охлаждающие растворы , щелочные , кислотные , термические и гальванические сбросы , грязевые отложения , продукты коррозии и другие загрязнители .
Для выезда (въезда) на территорию парка в проекте предусмотрено пять основных ворот и один запасной выезд для чрезвычайного случая . У ворот установлены предупредительные надписи “ Берегись автомобиля “ и схема движения автобусов на территории . Проектом также предусмотрена установка дорожных знаков , ограничивающих скорость движения по парку . Движение по парку одностороннее . Проезды для АТС и проходы для людей имеют асфальтовое покрытие .С целью снижения загазованности и запыленности окружающей среды и снижению уровня шума в проекте предложено озеленение древесно-кустарниковыми растениями с учетом их устойчивости к вредным веществам , выделяемым предприятием .
В проекте предусмотрены ряд мероприятий по охране труда как комплексно по всему автобусному парку так и по отдельным его составляющим .
Для предупреждения травмирования работающих за многоместными верстаками в слесарно-механическом участке установлена сетчатая металлическая разделительная перегородка . Высота перегородки 750 мм , а размер ячеек 3 мм . Расстояния между верстаками , также станочным оборудованием выбраны в зависимости от их габаритных размеров и схемы расположения в соответствии с ОНТП-01-91 . Под детали и узлы , снятые с автобусов , установлены специальные стеллажи . В целях пожарной безопасности в помещении слесарно-механического участка по Нормам первичных средств пожаротушения подвешено на стенах ( расстояние от пола до днища 1.5 м ) два огнетушителя ОВП-10 и два - ОП-5 и установлен ящик с песком .
В помещении аккумуляторного отделения рабочие места ремонта аккумуляторных батарей оборудованы местной вентиляцией . В аккумуляторном отделении есть умывальник , мыло , вата в упаковке , полотенце и закрытые сосуды с 5-10 % -м ( для кожи тела) и 2-3 %-м ( для глаз) растворами питьевой соды . В помещении установлены в специальных тумбах огнетушители : ОВП-10 ,ОУ-5 , ОП-5 по одному каждого вида , а также на полу установлен один ящик с песком .
Для кузнечного участка характерны значительные тепловые выделения , вредные вещества ( окись углерода , сернистый газ , пыль ) , повышенный шум и вибрация , электрический ток , движущиеся части молотов и прессов . Поэтому мероприятия , предложенные проектом , направлены на борьбу именно с этими опасными вредными производственными факторами . Для удаления вредных загрязняющих веществ в кузнечном участке установлены вытяжной зонд и приточная вентиляция . Пол в кузнечном отделении изготовлен из чугунной плитки . Нагревательные печи имеют тепловую изоляцию , которая обеспечивает ограничение нагрева наружной поверхности не выше 45 градусов. В качестве защиты от шума - стены отштукатурены .
В помещении мойки агрегатов освещение , проводка выполнены в герметичном исполнении .
В помещении шиномонтажного участка все электрооборудование заземлено и занулено . Осветительная и силовая проводка выполнена в трубах . Рабочие места с вредными выделениями ( при приготовлении клея и накладывании заплат ) оборудованы местной вентиляцией . На стенах подвешены по одному огнетушителю ОВП-10 и ОП-5 на высоте от пола 1.5 м .
Организация и проведение работ в малярном цеху соответствует требованиям ГОСТ 12.3.002-75 и Правилам и нормам техники безопасности , пожарной безопасности и производственной санитарии . Помещение малярного цеха оборудовано механической приточно-вытяжной вентиляцией и средствами пожаротушения : один огнетушитель ОВП-10 и один - ОП-5 . Рабочие малярного цеха имеют средства индивидуальной защиты : респиратор У-2К и защитные очки ЗН-4 .
В целом , если рассматривать зону ТО и ТР , то предложенное проектом оборудование отвечает требованиям ГОСТ 12.2.022-80 , ГОСТ 12.2.049-80 , ГОСТ 12.2.061-81 . Для обеспечения безопасности и безвредности ТО и ТР автобусов работы проводятся на специально-оборудованных постах - в осмотровых канавах глубиной 1.2 м , оснащенных направляющими ребордами и отбойными брусами , исключающими падение автобуса . Выходы из канав расположены только сбоку , исключая тем самым наезд автобуса на рабочего . В канавах установлены местные светильники на 42В , защищенные предохранительной сеткой . Переносные светильники имеют напряжение 12 .
На каждые 100 квадратных метров площади зон ТО и ТР установлены на видном месте огнетушители ОВП-10 -1 шт. , ОП-5 - 1 шт. и один ящик с песком .
Территория предприятия обеспечена пожарными щитами из расчета один щит на площадь до 5000 кв.м. Согласно требованиям ГОСТ 12.4.026-76 они окрашены в белый цвет с красной полосой по периметру . На каждом щите расположен следующий набор противопожарного инвентаря и первичных средств пожаротушения , шт:
Наименование |
Количество |
Огнетушители а) пенные б)углекислотные |
2 1 |
Ящик с песком |
1 |
Асбестовое или войлочное полотно |
1 |
Ломы |
2 |
Багры |
3 |
Топоры |
2 |
Лопаты |
2 |
Пожарные ведра ( с выпуклыми или конусообразными днищами ) |
2 |
В каждом помещении на стенах имеются планы эвакуации людей , в зонах ТО и Р подвижного состава - планы эвакуации транспортных средств .
Отопление в производственном корпусе выполнено воздушного типа , т.е. теплоносителем является воздух . В холодное время года данное отопление обеспечивает поддержание температуры воздуха в пределах +16 - +25 градусов . На въездных-выездных воротах установлены тепловые завесы , предотвращающие попадание холодного воздуха с наружи при открытых воротах .
В целях предупреждения простудных заболеваний пол в раздевалке ленолеумный.
8.1. Моторное отделение с холодной и горячей обкаткойдвигателей внутреннего сгорания
Также в проекте рассмотрены вопросы безопасности и здоровых условий труда , защиты окружающей среды , касающиеся цеха обкатки двигателей ЛиАЗ-677 и Икарус-280 . Т.к. запуск двигателя и его работа связана с шумом и выбросом вредных веществ , то мероприятия проводимые в проекте направлены , именно , на борьбу с этими вредными факторами . Основными загрязняющими токсичными веществами при работе двигателя на стенде являются оксид углерода CO , оксиды азота NOx , углеводороды CH , сернистый ангидрид SO2 , сажа , соединения свинца .
8.1.1. Расчет выбросов вредных веществ при обкаткедвигателей внутреннего сгорания
Расчет выброса ведется по этим веществам . Обкатка двигателей проводится как без нагрузки (холостой ход) , так и с нагрузкой . При этом расчет выбросов загрязняющих веществ различен .
На режиме холостого хода выброс загрязняющих веществ определяется в зависимости от рабочего объема испытываемого двигателя . При обкатке под нагрузкой выброс загрязняющих веществ зависит от средней мощности , испоьзуемой при обкатке .
Максимально разовый выброс загрязняющих веществ (Gi) определяется только на нагрузочном режиме , т.к. при этом происходит наибольшее выделение загрязняющих веществ . Расчет производится по формулам :
Gi(нк)=qi(нк)*Nср(к)*А(к) , г/с -для карбюраторных двигателей ,
Gi(нд)=qi(нд)*Nср(д)*А(д) , г/с -для дизельных двигателей
, где qi(нк) , qi(нд) - удельный выброс i -го загрязняющего вещества карбюраторным или дизельным двигателем , г/л.с.сек ,(табл.3.12.1 [__]);
Nср(к) , Nср(д) - средняя мощность , развиваемая при обкатке наиболее мощного карбюраторного или дизельного двигателя , л.с.,(табл.3.12.2 [__]);
А(к) , А(д) - количество испытательных стендов .
Для карбюраторных двигвтелей |
Для дизельных двигателей |
G(CO)=0.03*33*1=0.9900 (г/с) |
G(СО)=0.0016*80.25*1=0.1284 (г/с) |
G(NOx)=0.002*33*1=0.0660 (г/с) |
G(NOx)=0.0035*80.25*1=0.2809 (г/с) |
G(CH)=0.005*33*1=0.1650 (г/с) |
G(CH)=0.0005*80.25*1=0.0401 (г/с) |
G(SO2)=0.00004*33*1=0.0013 (г/с) |
G(SO2)=0.00017*80.25*1=0.0136 (г/с) |
G(C)=0*33*1=0.0000 |
G(C)=0.00023*80.25*1=0.0185 (г/с) |
Валовый выброс i -го загрязняющего вещества при (Mi) определяется по формуле :
Mi=Mixx+Miн , кг/год
где Mixx - валовый выброс i -го загрязняющего вещества при обкатке на холостом ходу , кг/год ;
Miн - валовые выбросы i -го загрязняющего вещества при обкатке на нагрузочном режиме , кг/год.
Mixx=SUM_Pixxn*txxn*n*0.06 , кг/год
где Pixxn - выброс i -го загрязняющего вещества при обкатке двигателя n -й модели на холостом ходу , г/c ;
txxn - время обкатки двигателя n-ой модели на холостом ходу , мин.;
n - количество обкатанных двигателей .
Pixxn=gixx*Vh , г/с
где gixx - удельный выброс i-го загрязняющего вещества карбюраторным или дизельным двигателем n-ой модели на единицу рабочего объема , г/литр*сек ;
Vh - рабочий объем двигателя n-й модели , л
Для карбюраторных двигателей |
Для дизельных двигателей |
P(CO)xx=0.073*7.0=0.511 |
P(CO)xx=0.0045*10.35=0.0466 |
P(Nox)xx=0*7.0=0 |
P(NOx)xx=0.0015*10.35=0.0155 |
P(CH)xx=0.038*7.0=0.2660 |
P(CH)xx=0.0007*10.35=0.0072 |
P(SO2)xx=0.00008*7.0=0.00056 |
P(SO2)xx=0.00015*10.35=0.0016 |
P(C)xx=0*7.0=0 |
P(C)xx=0.0001*10.35=0.0010 |
Теперь после нахождения выбросов загрязняющих веществ при обкатке на холостом ходу можем найти валовые выбросы загрязняющих веществ при обкатке на холостом ходу:
M(CO)xx=05.11*20*28*0.06+0.0466*10*26*0.06=17.8965 кг/годM(NOx)xx=0*20*28*0.06+0.0155*10*26*0.06=0.2418 кг/год
M(CH)xx=0.2660*20*28*0.06+0.0072*10*26*0.06=9.0499 кг/год
M(SO2)xx=0.00056*20*28*0.06+0.0016*10*26*0.06=0.0437 кг/год
M(C)xx=0*20*28*0.06+0.0010*10*26*0.06=0.0156 кг/год
Валовый выброс i-го загрязняющего вещества при обкатке двигателя на нагрузочном режиме , кг/год , находится по формуле :
Miн=SUM_Piн*tн*n*0.06 , кг/год
где Piн - выброс i-го загрязняющего вещества при обкатке двигателя n-й модели под нагрузкой , г/с;
tн - время работы при обкатке под нагрузкой двигателя n-й модели на единицу мощности , мин.
Piн=giн*Nср , г/с
где giн - удельный выброс i-го загрязняющего вещества карбюраторного или дизельного двигателя n-й модели на единицу мощности , г/л.с.
Nср - средняя мощность , развиваемая при обкатке под нагрузкой двигателем n-й модели , л.с.
Для карбюраторных двигателей |
Для дизельных двигателей |
P(CO)н=0.03*33.0=0.9900 г/с |
P(CO)н=0.0016*80.25=0.1284 г/с |
P(Nox)н=0.002*33.0=0.0660 г/с |
P(NOx)н=0.0035*80.25=0.2809 г/с |
P(CH)н=0.005*33.0=0.1650 г/с |
P(CH)н=0.0005*80.25=0.0401 г/с |
P(SO2)н=0.00004*33.0=0.0013 г/с |
P(SO2)н=0.00017*80.25=0.0136 г/с |
P(C)н=0*33.0=0 |
P(C)н=0.00023*80.25=0.0185 г/с |
M(NOx)н=0.0660*50*28*0.06+0.2809*40*26*0.06=23.0722 кг/год
M(CH)н=0.1650*50*28*0.06+0.0401*40*26*0.06=16.3622 кг/год
M(SO2)н=0.0013*50*28*0.06+0.0136*40*26*0.06=0.9578 кг/год
M(C)н=0*50*28*0.06+0.0185*40*26*0.06=0.0289 кг/год
Находим общий валовый выброс загрязняющих веществ:
M(CO)=17.8965+91.1722=109.0687 кг/годM(NOx)=0.2418+23.0722=23.3140 кг/год
M(CH)=9.0499+16.3622=25.4121 кг/год
M(SO2)=0.0437+0.9578=1.0015 кг/год
M(C)=0.0156+0.0289=0.0445 кг/год
Анализируя полученные расчеты можно сделать выводы , что :
1)Максимально разовый выброс у карбюраторных двигателей преобладает по таким загрязняющим веществам как СО (0.9900 г/с) ,СН (0.1650 г/с) , а у дизельных двигателей - Nox (0.2809 г/с) , SO2 (0.0136 г/с) , С (0.0185г/с) .
2) Наибольший прирост валового выброса приходится на обкатку под нагрузкой и первенство по наибольшему валовому выбросу принадлежит такому загрязняющему веществу как СО (109.0687 кг/год) .
8.1.2. Вентиляция в помещении обкаткиДля удаления вредных загрязняющих веществ из помещения обкатки , а также для удаления паров пролитого легкоиспаряющегося топлива предусмотрена принудительная приточно-вытяжная вентиляция , исключающая образование взрывоопасных концентраций смесей паров с воздухом .Во избежание выдавливания приточным воздухом загрязняющих веществ и легковоспламеняющихся паров топлива в смежные помещения производительность вытяжной вентиляции выше приточной для обеспечения некоторого разрежения в вентилируемом помещении . Кроме этого , проектом предусмотрен шланговй отсос для удаления отработавших газов .
8.1.3. Пожарная безопасностьПомещение моторного отделения с помещением обкатки двигателей относится по ОНТП 24-86 “Классификация категорий помещений по взрывопожарной и пожарной опасности” к категории Г . В целях пожарной безопасности емкость топливных баков испытательного стенда не превышает 100 л . Хранение топлива в помещении обкатки двигателей запрещено . В качестве первичных средств пожаротушения в моторном отделении подвешены на высоте 1.5 м от пола на видном месте огнетушители ОВП-10 (воздушно-пенный) и ОП-5 (порошковый) по одному каждого вида . Кроме этого , установлен ящик с песком емкостью 0.5 м , окрашенный в красный цвет с надписью “Песок на случай пожара”. Минимальная ширина путей эвакуации в свету и дверей проектом соблюдена . Планы эвакуации людей из помещения моторного отделения вывешены на стенах .
8.1.4. Защита от шума Шум воздействует на органы слуха и через волокна слуховых нервов на центральную нервную систему , а через них и на внутренние органы человека . Это приводит к тому что человек преждевременно утомляется , у него появляются головные боли , развивается глухота . В конечном счете вредное воздействие этого производственного фактора может привести к травматизму . Поэтому проектом предлагаются меры по защите работающих от вредного влияния шума .Что касается шума механического происхождения , связанного с работой двигателя при испытании и обкатке двигателя внутреннего сгорания , то для его снижения в проекте предлагается применять звукоизолирующий кожух-капот . На внутреннюю и наружную поверхности капота наносят демпфирующий материал . Двигатель на опорную раму стенда устанавливают через виброизоляторы . Кроме того , виброизоляторы ставят между опорной рамой и фундаментом . Для снижения аэродинамического шума на впуске воздуха и на выпуске отработавших газов используют глушители ( комбинированный фильтр-глушитель и глушитель выпуска ). В качестве средств индивидуальной защиты от шума применять наушники . Проектом предлагается повысить звукоизолирующую способность стен в среднем на 3 - 5 Дб за счет отштукатуривания стен .
8.1.5. ЭлектробезопасностьВследствие того , что стенд для обкатки двигателя питается от сети напряжением 380 В , он заземлен , его электрический шкаф имеет блок предохранителя-выключателя электрического типа . В качестве индивидуального средства защиты от поражения электрическим током в помещении должны быть диэлектрические перчатки .
8.1.6. ОтоплениеПроектом предусмотрено отопление на поддержание в холодное время года температуры воздуха в рабочей зоне в пределах санитарно-гигиенических норм , установленных СН 4088-86 . Отопление выполнено в виде тепловых завес на въездах и выездах из основного производственного корпуса , а также сосуществляется подача теплого воздуха в рабочую зону . Воздух подаваемый в холодное время должен иметь температуру не выше +25 и не ниже +16 градусов .
8.1.7.Освещение в моторном отделении Проектом предлагается рациональное освещение , которое позволяет обеспечить необходимое качество и производительность работ , выполняемых в моторном отделении . Благоприятное освещение помещения этого отделения позволяет сохранить здоровье и работоспособность работающих . Если классифицировать в зависимости от источника света , то вид освещения в моторном отделении - совмещенный , т.е. одновременно присутствуют естественное и искусственное освещение .Естественное освещение осуществляется через окна .Уровень освещенности в помещении в значительной мере зависит от степени загрязненности стекол световых проемов , от времени дня или времени года , от метеорологических условий ( состояние облачности , прозрачности воздуха и т.д.) , поэтому удачным дополнением ему является искусственное освещение . В моторном отделении применяется рабочее комбинированное искусственное освещение , т.е. когда к общему добавлено местное освещение , которое необходимо для выполнения точных работ . Освещение предлагаемое проектом выбрано опираясь на Нормы освещенности основных помещений и производственных участков АТП , регламентированные СНиП 23-05-95 в зависимости от характеристики зрительной работы . Освещенность в моторном отделении на горизонтальной высоте 0.8 м от пола должна составлять 750 лк при комбинированном освещении .